Иранские заметки-3: Персидская напиханка, или до Испагани семь вёрст не крюк

Автор: Irina Zhavoronkova

Состав:
Мать и ее подруга, семилетка, а также присоединившийся к нам после Ормуза папа на арендованной (saadаt rent) в аэропорту Тегерана машине.
Программа:
~Остров Ормуз (с острова Киш, состав — две девицы и семилетка)
~Тегеран
~Язд
~Керман и пустыня Лут (+глиняный город Райен, ибо Бам, который наследие ЮНЕСКО, был почти полностью разрушен землетрясением относительно недавно, и там почти все — новодел, а в Райене вроде поаутентичнее).
~Шираз (+Персеполь, Накше-Рустам и Пасаргад)
~Исфахан
~Кашан
Начало здесь  (про то, как жить на Кише)
И здесь (как долететь и что мы делали с визами)
Теперь по порядку.
Ормуз. Не влезал в напиханку с мужем, поэтому пляжинг мы с подругой решили сократить на три дня и махнуть сами.
Зачем? Просто посмотрите фотки, это отвал башки)

Перелёт Киш — Бандар-Аббас (бронировали из Москвы через гоиран) опоздал на полтора часа (это у них тут норма, как мы поняли). Поэтому мы не успели на последний паром на Ормуз (он в 21-00) и поехали из аэропорта в отель Hormoz (второе место на трипэдвайзоре, что же там с остальными, боже мой).
Встали в 5 утра, снова вызвали такси и ломанулись на первый паром в порт.
Успели, на 7 утра. Стоит он 2 млн. плюс что-то заплатили за багаж.
На острове бронировали отель Saraye Adrian (через гоиран). Хотели Majara residence, очень прикольный (цветные купола на фото),

но выяснилось, что он не селит иностранцев. Грусть. Но наш тоже был милый)
Не буду рассказывать, как нас развёл туктукер, но катал он нас исправно 8 часов по острову и завёз везде, куда мы хотели. И даже в какую-то харчевню с приличной рыбой.
Нафоткались, накупались, насмотрелись красот — это бомбапушкалава)))
Отрубились в 8 вечера и проспали 12 часов)))

На след день зашли на развалины португальского замка (снаружи, кассу не нашли по жаре), в музей местный и в кофейню с хорошим кофе. А также я купила себе красивущую жёлтую юбку, маску и шарф с вышивкой) не спрашивайте))
Тегеран
Тут было минимальное количество обязательных точек, ибо мы после парома и перелёта мы были на следующий день не очень свежи, как и прилетевший из московского березового ада муж.
Дворец Голестан прекрасен,

миллионы зеркал, зеркальная мозаика, изразцы ручной работы и любопытный этнологический музей. А также суперпозитивные девушки-подростки из местной медресе в абайях, но абсолютно свободно владеющие английским и не зашуганные вообще. Налетели, насмеялись, нафоткали нас, наболтались — и вихрем улетели дальше по дворцу))))
Главный Базар не зашёл. Нет изюминки, очень осовременили его.
Музей ковров классный.
Мост Табиат, местная урбанина над парком и хайвеем, милый, оттуда получаются хорошие фото)
Вроде все.
Язд
Целый день до Язда (Йезда) ехали на машине (контора называется saadat rent).
На выезде из Тегерана заехали в мавзолей Хомейни и ободрали местный тутовник, бггг. Он вкуснющий у них, мы еще в Голестане это поняли, когда напали на тутовое дерево))) Охрана мавзолея, увидев такое богохульство, немедленно выбежала из будки и отвела нас… к самому вкусному и усыпанному ягодами кусту за поворотом))) предупредив, чтобы мы были осторожны, мол, живот может заболеть у ребёнка. В общем, ужас какие тут все страшные))))
Вечерний Язд был прекрасен, заселились мы без брони в местный отель в традиционном иранском стиле Golabastoon. Повеяло риадами Марокко))
Вообще Язд оказался городом, который разбил моё сердечко.
Как фанат ближневосточных городов я была покорена чуть более, чем полностью.
Комплекс Амира Чахдага (или как там от правильно), пятничная мечеть, базар, крыши, кофе на розовой воде с кардамоном, улочки (чистейшие! Не помню такой чистоты ни в одной ближневосточной медине), вкусности, специи, музеи-дома, музей воды, колодцы, канаты, ветровые башни, глиняные стены… идеально. Это правда идеальный город из 1001 ночи) Теперь они с Фесом делят в моем сердце первое место среди ближневосточно-сказочных медин)))) только Иран одной левой кладёт марокканцев на лопатки по гостеприимству и вообще по людям, которые здесь просто невероятные.

А ещё там есть зороастрийский храм, где огонь, который не гаснет с 400 какого-то там года, музей зороастризма и башни молчания. Башни вообще огонь. Это по сути кладбища, но особенно хорош способ захоронения: зороастрийцам нельзя ни в землю, ни в огонь, ни в воду, так что тупо служители раскладывали трупы на вершине башни, тела ели птицы и сушило солнце, а когда оставались одни белые косточки, служители сваливали их в яму в центре башни и добавляли известь. Последняя такая церемония на башне была, как пишут, 50 лет назад. Крайне мило, я щeтаю.
Керман и пустыня Лут
На последнем издыхании доехали до Кермана, уже традиционно без брони заселились в традиционный иранский дом-отель. На этот раз был номер с громадным хаммамом внутри))) Отель называется Kelyas traditional hotel.
С утра поехали на тойоте хайлукс с гидом Амиром в пустыню, чтобы встретить закат. Раньше мы бы там изжарились, в 7 вечера там было 38 градусов.

Та часть пустыни, в которой мы были, похожа на долину монументов в Америке, очень классные виды. Ну и кофе с видом на закат пить нам очень понравилось)))
Ночевали в эколодже — хибарах с крышей из пальмовое листьев, но с кондиционером и горячим душем) вообще не знаю, как назывался этот лодж и где он находился, но пустынные шакалы выли знатно полночи)

На следующий день нас снова катали по пустыне, закончился маршрут к великому счастью ребёнка (и меня) купанием в каньоне-оазисе в лазурной воде и офф-роуд поездкой по руслу реки в оазисе-каньоне.
Вечером немного погуляли по городу, зашли в мечеть и на базар, а вот традиционные бани были закрыты(
Шираз
С утра махнули из Кермана в Шираз. По дороге увидели розовое озеро Махар-Лу (вроде бы так называется), не могли не заехать, конечно.
Поскольку пятница — выходной, нашли с пятой попытки отель (в запланированном мною не оказалось мест, поселились во втором, запасном варианте в итоге, но тут у отельного маньяка, то есть меня, случился провал, поэтому рекомендовать не буду. Хотя локейшен ок и инстаграмогеничный) и сразу рванули на базар Вакиль, пока не закрылся.

Базар решительно прекрасен. Особенно учитывая, что я такие штуки обожаю)))
Следующий день был по стандарту: Шах чарак (мавзолей, мечети), розовая мечеть, мечеть Вакиль была закрыта, зато открыты бани, потом цитадель Карим-хана, парс музей и сад, потом шестиэтажный комплекс с ресторанами haft Han (к четвёртой неделе очень надоела иранская кухня, бггг), потом мавзолеи и ещё немного мечетей и садов.
Из-за завышенных ожиданий (и чудовищного поведения ребёнка, который уже устал с нами кататься) Шираз показался сильно переоцененным. К тому же, как и в Тегеране, много русских и китайских туристов.
Ещё один день отвели на Персеполь, гробницы Кира и Дария. Все на машине, это относительно недалеко от Шираза. Персеполь огонь, а вот Пасаргад с гробницей Кира и тюрьмой Соломона вполне можно пропустить, на мой вкус.
Исфахан
Вечером приехали в Исфахан, заселились во дворец Abbasi hotel (в рекламном проспекте утверждают, что это самый старый отель в мире) и отыгрались за противный отель в Ширазе)))
Вечером прогулялись до моста 33 арок, который Шахрестан и у которого есть ещё пара названий) очень приятный. Вечером погулять хорошо, оживленное место.
Днем тоже пошли по стандартной программе (площадь, мечеть имама, мечеть лотфоллы, дворец), потом купили три тонны сладостей и шмоток на базаре. Сохан, их исфаханский специалитет, это отвал башки.
Мечеть имама и мечеть лотфоллы — это просто невероятно красиво и круто. Я вообще фанат мечетей, тут мне просто сорвало крышу, я минут 40 бегала по мечети имама от шабестана к шабестану и визжала от восторга) хорошо особо никого не было, мужу было не так стыдно))))
А во второй мечети просто тупо села на пол и разглядывала узоры.
Вечером, едва затолкав в багажник результаты нашего набега на испаганский базар (купцы испаганские, однако, как и сотни лет назад умеют в торговлю, маркетинг и самопрезентацию) поехали в Кашан.
Кашан
На следующее утро из последних сил по пеклу (34 градуса в 9 утра) забежали в красивейшие бани султана Амира и несколько традиционных домов, которые не похожи ни на какие другие в Иране, и поехали в аэропорт.
Жили по традиции в традиционном отеле в Кашане, очень милый, Morshedi House Boutique Hotel, написали им в воцап в день приезда, все ок.
С Saadat rent было все ок, без проблем вернули машину в аэропорту Тегерана.
Mahan air отличная авиакомпания, багаж до 30 кг на человека, кормят ок, места для ног в экономе много, рекомендую.
Ффух, вроде все.
А теперь готова отвечать на вопросы в нашем ФБ-сообществе)
(Нет, меня не смущает хиджаб, угнетенных женщин мы так и не встретили, камнями нас не побили и разводили на деньги гораздо реже, чем в любой другой стране мира. Нет, там не взрывают на каждом шагу шахиды свои бомбы, а люди, наверное, самые классные из 60+ стран, в которых я была, просто фантастические).