В нашумевшей январской премьере «Мастера и Маргариты» (2024)
как гида и «краеведа», меня заинтересовали локации съемок и архитектура.
Это просто разбор, может быть, тем, кому фильм понравился, это будет интересно…
Это не экранизация великого романа М.А. Булгакова, это фильм-рефлексия режиссера о взаимоотношениях писателя с властью. «О времени и о себе» (с моей точки зрения, такое самостоятельное произведение гораздо интереснее, чем попытки создать кино, равное бессмертной книге).
«Рукописи не горят», и им от разнообразных экранизаций нисколько не хуже. Архитектура в контексте. Москва в кадре – сочетание города нереализованных проектов и уже существующих построек постконструктивизма.
В 1935 году — это огромная, бесконечная стройка и «планов громадье», что и показано в картине. Город – утопия…
На месте Храма Христа Спасителя должен был быть построен Дворец Советов (арх. Борис Иофан) высотой более 400 метров, ни одно из зданий Moscow-city не имеет такой высоты, но ВОВ помешала осуществить проект…
Проект Дворца Советов
На Белорусской должен был устремляться в небо Дом Аэрофлота, немного на Белый дом похоже 🙂 (арх. Дмитрий Чечулин) с Икаром, напоминая о спасенной экспедиции челюскинцев, но репрессивный аппарат перемолол и эту идею, некоторые участники экспедиции были осуждены, и задумка так и осталась на бумаге…
Проект Центрального Дома Аэрофлота
…Как и проект Народного комиссариата тяжелой промышленности, его можно видеть в сцене на Патриарших прудах им. К. Маркса, предполагалось, что Наркомтяж будет красоваться в Зарядье.
Проект здания Наркомтяжпрома
Я не такой большой знаток Москвы, чтобы расписывать московские локации, но холл своей любимой гостиницы «Ленинградская», где я часто останавливалась до 2020, я опознала, обожаю ее, стоящую на площади трех вокзалов (ресторан «Грибоедов» в книге и картине), посему перейду к описанию Москвы в своем городе :), то есть Санкт-Петербурга 🙂
Встреча на Патриарших происходит на Московской площади, там и памятник Ленину (арх. Аникушин) узнаваем, и фонтаны, которые открыли только в 21 веке. И хотя Дом Советов (арх.Троцкий) — что ни на есть реальный объект в стиле сталинского ампира, вокруг него тоже проявился «город-призрак» так как здесь должен был бы располагаться административный центр, ну вот его и дорисовали. По дороге в аэропорт Пулково и в Царское Село все видят это здание.
Дом Советов (Санкт-Петербург)
Монументальная постройка российской национальной библиотеки (арх. В Щедрин) и изумительной красоты лестница выбраны как локация психиатрической клиники профессора Стравинского. Само здание современное, начато еще при СССР и достроено уже в наше время.
Парадная лестница РНБ
Сцена бала сатаны снята в Этнографическом музее на площади Искусств (арх. В. Свиньин) в мраморном зале, открытого по указу царя Николая II. Розовый карельский мрамор придает нужную торжественность. Ничего сложного, говорит Коровьев, всего лишь 5-ое измерение — и «нехорошая квартира» вырастает до грандиозного дворцового интерьера в 1000 кв.м.
Мраморный зал Этнографического музея
Кстати, в очередной раз старую Москву поместили в районе золотого треугольника: то профессор Преображенской с Пречистенки жил в Питере на ул. Моховой, то квартира № 50 с Патриарших переместилась на Таврическую улицу, 5 (дом арх. Хренова, модерн, начало XX века).
Доходный дом Хренова
Еще одна крайне интересная постройка мелькает в кадре погони Бездомного за Воландом, здание администрации Московского района (арх. Фомин, 1935) здание отдаленно напоминающее своими контурами герб СССР «полумесяц серпа и ручку молота» (стиль постконструктивизм)
Здание администрации Московского района
Я посмотрела фильм два раза, так получилось, и впечатления каждый раз немного разнились… Подумав, я пришла к такому выводу:
Архитектурная гиперболизация страны, объединившей все республики мира, это тоже Образ. Полноценный персонаж картины. В наш цифровой век он дорисован с помощью компьютерной графики, чтобы создать «город, которого нет», оксюморонный образ «прошлого будущего». Фантазийная Москва альтернативной реальности подчеркивает непереносимый масштаб города, который, как адская машина, давит и калечит все живое, любовь, доброту и сострадание и доводит Мастера до безумия.
Если именно такой была идя авторов, то сделано очень интересно.
Ну и ещё вопрос: интересны ли такие кинематографические разбора Санкт-Петербурга? Если интересно, то напишите сюда или в ватсап/телеграм + 7 921 9574705