В гости к Смаугу в венскую пещеру

В красавицу Вену часто ездят попробовать захер, сходить в Оперу, прогуляться по Бельведеру. И шницель опять же, и  апероль шприц, и глинтвейн в рождественские дни, культура балов и вальсов. Казалось бы, ну и зачем ехать в столицу Австрии с детьми, лучше устроить каникулы для взрослых, а детей традиционно в Диснейленд или Леголенд,  ведь есть же места, куда принято возить детей…

А вы попробуйте, скажу я вам! Попробуйте показать детям недетское, точнее то, что кажется нам взрослым совсем не детским. Конечно, я не призываю пить пунш с детьми, о нет… Я предлагаю пофантазировать и создать для детей тот контекст, внутри которого им будет интересен город, со всей его архитектурой и музеями, с картинами и конечно же десертами!

vena avstriy

Вена город с трехтысячелетней историей, только представьте себе, что в 500 гг до н.э. здесь уже были кельтские племена, потом конечно же римляне, куда же без них. И вот летят столетия город меняет названия и жителей, меняет архитектурные стили и растет, в 10в это уже значимый торговый центр, а там и до Габсбургов не далеко,  ведь именно династия Габсбургов сделала город роскошным сосредоточием культуры и искусства.

Спасибо за роскошные коллекции многих музеев мы должны сказать именно монаршей  династии. Но весь этот калейдоскоп властителей, архитектурных стилей от готики до постмодерна часто интересен  только специалистам. И как ВСЕ это показать ребенку? Ну, все, конечно, мы не успеем показать, да и не надо, пусть будет повод вернуться… А пока давайте отправимся  в музей.

Есть в славном городе Вене музеи близнецы, это два музея из музейного комплекса Вены:  Музей естественной истории (Naturhistorisches Museum) и Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum). Стоят они друг напротив друга (адреса и как доехать в конце статьи), в одном коллекции драгоценных камней и минералов, редкие ископаемые, животные и скелеты и многое другое, во втором — собрание художественных предметов, археологических экспонатов, античных памятников. В общем много залов, много экспонатов, много выставок.

В таком большом музее обычно ребенок может быстро устать. А если это не музей? Да, именно НЕ музей. Ребенку любое явление и любое место может быть интересным, при условии что есть контекст, тогда на усталость нет времени. То есть, надо создать некое смысловое окружение, связывающее интересы ребенка и то место, которое надо бы посмотреть.

Я вообще очень люблю контекст, часто использую этот термин и всегда призываю этот самый контекст создавать. Так вот,  чтоб ребенку было интересно, нужно как раз создать контекст, ту ситуацию и то сюжетное наполнение, в котором будет интересно познавать новое, исследовать, открывать. Но, давайте без теории, давайте сразу к практике.

vena mueum istori

Итак, Музей естественной истории не музей, а  пещера с сокровищами Смауга? Знаете дракона Смауга из приключения хоббита Бильбо? А ребенок точно знает. Вот вам и контекст. Современные драконы так же собирают сокровища, как и раньше, но только теперь они не сваливают это все в одну кучу и не ложатся сверху поспать, теперь каждая вещь это экспонат, с номером, описанием и своим местом в экспозиции или в запасниках. Расскажите об этом ребенку, как устроен музей и как все устроено в музее. Проще всего увидеть как теперь все у Смауга конечно же в экспозиции минералов в Музее естественной истории. Кстати, не забудьте упомянуть, что на некоторых камнях и минералах до сих пор видны следы его когтей или орудий гномов. Все! Вы сделали все что могли. Дальше уже ребенок сам будет исследовать экспозицию, рассматривать экспонаты.

smaug vena

Кстати, выдайте скетчбук (небольшой альбом для зарисовок), линер (тонкий художественный маркер) и предложите зарисовать то, что больше всего понравилось ребенку из сокровищ Смауга великого и ужасного. Мои сыновья помнится почти два часа провели в залах, они бы и больше провели, но мне уже сильно хотелось штруделя или кайзершмарена… так что пришлось  детей приманивать на еду…

vena eda

vena shtrudel

И вот у вас уже пролетел целый день, а ребенку при этом понравился не только десерт из воздушной лимонной меренги, но и целый музей… Тогда совершите вылазку в пещеры Смауга еще раз. Картины современные драконы тоже любят и ценят, вот сколько, например, может стоить полотно Брейгеля или  смешного Арчимбольдо, а сколько это в мешках золота? А давай посчитаем сколько черных ворон на картинах у Брейгеря, а какие фрукты ты узнАешь в зале с полотнами Арчимбольдо. И вот уже пещеры сокровищ начинают говорить с ребенком, он всматривается в картины, ищет яблоки и виноград, сочное манго и ненавистное брокколи… оказывается, картинные галереи это не скучно. Вы же догадались, что мы гуляем по залам Музея истории искусств? В этом музее я бы советовала начать именно с этих двух художников: Брейгель и Арчимбольдо. Не надо стараться обежать весь музей, отметиться во всех залах и прорваться к самым знаменитым полотнам… Пусть это будет 2 — 3 зала, в каждом из которых пусть ребенок что-нибудь ищет в картинах, зарисовывает или считает. И тогда, поверьте, он запомнит и художника, и стиль, и картины. Вы не очень сильны в искусстве и не можете рассказать? Ничего страшного, гугл вам в помощь, всю информацию сейчас просто найти, а вот увидеть лично, попробовать понять, задержаться и придумать целую историю  — это действительно важно. А  есть еще лабиринты Бельведера и Дом музыки, Музей глобусов и многое другое…

vena museum

Интересно? Тогда продолжим путешествие по Вене в следующей статье. 

Или с 28 по 30 апреля 2017г. Поскольку в эти даты Детская академия наук QAWRA организует art-выходные в Вене, мы будем исследовать Хофбург, узнаем о старинных музыкальных инструментах, создадим свою Вену в картине и многое многое другое. Можно присоединиться и к нашему творческому выезду )

А пока вам ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Посмотрите с детьми картины Джузеппе Арчимбольдо (можно в интернете), ведь его полотен так много в Музее истории искусств, потом сходите вместе в магазин, закупите фруктов/овощей и создайте автопортрет. Наши дети были в восторге от такого задания, заодно и художника запомнили.

Адреса музеев и как доехать:

Музей естественной истории (Naturhistorisches Museum) nhm-wien.ac.at и Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum) http://www.khm.at/

Burgring 7 1010 Wien, Österreich Проезд на трамвае 1, 2, 46, 49, D, автобусе 2A, 48A, N25, N26, N36 до Dr.Karl Renner Ring, на метро U2, U3 до станции Volkstheater  

 

   

 

Автор публикации

не в сети 6 лет

NataliaQAWRA

Мама двоих сыновей, кандидат исторических наук, основатель проекта "Детская академия наук QAWRA", научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.
Организую и провожу научно-творческие детские лагеря по всему миру, стараюсь показать детям, что гуманитарные научные знания, творчество и искусство это невероятно интересно. Уже 11 лет везде езжу со своими детьми, интеллектуальное путешествие наш стиль жизни. До детей, как ученый этнограф, ездила в экспедиции и участвовала в съемках документальных фильмов для GEO, 1 канала, НТВ в Непале, Тибете, на о.Новая Гвинея, Суматра и многих других регионах. Организовывала выставки в ЦДХ и Крокус Экспо.
Комментарии: 0Публикации: 3Регистрация: 15-03-2017

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *