Узбекистан — страна контрастов :)

Автор отчета — Viktoria Averbakh

«Внезапность – наше второе имя» подумали мы и совершенно неожиданно решили полететь в Узбекистан. В тур по 4-5 локациям. С переездами по 300+ километров. С тремя маленькими детьми. В праздники, когда везде полно туристов, билеты практически золотые, а мест в гостиницах не найти. Естественно, ничто из перечисленного нас не остановило, и в целом я ничуть не пожалела об этой поездке, хотя после такого отпуска просто обязаны давать еще один.
Узбекистан – первая страна, которая оставила после себя настолько неоднозначное впечатление. Когда вспоминаешь одни моменты, думаешь – я бы еще обязательно вернулась. Когда в памяти всплывают другие, кажется, что больше моей ноги там не будет и вообще зачем нас туда понесло.
Но, справедливости ради, надо сказать, что большинство негативных моментов были связаны с тем, что мы плохо подготовились к поездке и прилетели практически наобум. Часть планов пришлось перекраивать на ходу, и это тоже не добавило комфорта.
Нам очень хотелось объять необъятное, поэтому изначально мы видели свой маршрут так: Ташкент, Чарвакское водохранилище, Зааминский природный заповедник, Бухара и Самарканд. Очень хотелось увидеть Аральское море, но оно уже явно не влезало. По итогу, пришлось отказаться и от посещения заповедника.

Итак, пункт первый – билеты
Если не хотите разориться, не делайте, как мы :). В Узбекистан можно улететь местными авиалиниями (Узбекистан эрвейс), самолеты у них новые и очень приличные. Обратно мы летели именно ими, и мне показалось гораздо лучше, чем российским Ютейром. Ютейр можно выбрать, если вы летите без багажа, без ручной клади и готовы к тому, что бесплатно вам дадут только воду. Чай и еда платные, в нашем самолете рассчитаться можно было только картой. Но терминал не работал, и все, кто рассчитывал на самолетный обед, сидели голодные. У нас было «с собой», поэтому полет мы продержались.

Внутренние трансферы
Между крупными городами Узбекистана ходят комфортабельные скоростные поезда а-ля Сапсан (Афросиаб), но на них мы не попали, потому что билетов на всю нашу компанию не было. На самолеты тоже. Хорошо, что мы узнали об этом заранее и стали искать трансфер. В итоге нашли 7-местный Шевроле Орландо с водителем, который возил нас из пункта А в пункт Б и не высадил нас нигде посреди дороги, потому что дети порой стояли на ушах. Кому надо – могу дать контакт. Но, наверное, все-таки рекомендую планировать поездку заранее и покупать билеты на поезда или самолеты: выйдет и дешевле, скорее всего, и не так утомительно. Расстояния в Узбекистане немаленькие, перегоны на машине занимают 5+ часов по не самым ровным дорогам.

Ташкент
Мы прилетели в Ташкент в субботу 30 апреля и столкнулись с тем, что деньги поменять особо негде. Обмен валют осуществляют только в банках, которые в выходные не работают. Есть банкоматы, которые принимают карты Мир, и там можно снять сразу местную валюту – сумы – по хорошему курсу без комиссии. Меня выручил обменник в аэропорту, который работает всегда, но курс там, конечно, не оптимальный.
Сам Ташкент мне чем-то напомнил Одессу, а подруге – Алма-Ату. Много зелени, проведены каналы с водой для орошения, широкие улицы (город восстанавливали после мощного землетрясения, поэтому строительство уже идет по меркам нового времени). Для детей есть парки развлечений, для взрослых – достопримечательности (которые, в основном, новодел или полностью реконструированные сооружения) и прекрасный ресторан «Сазанчик», где мы ужинали дважды.

Жили мы в гостинице Ichan Qal’a Hotel, она расположена близко к аэропорту и оставила самые приятные впечатления. Дети даже опробовали тамошний бассейн, хотя вода в нем была весьма бодрящая.
Цены на отели в Узбекистане очень разные, но если вы хотите попасть в приличное место, то лучше бронировать жилье заранее и быть готовыми заплатить не меньше 3 тысяч рублей за ночь за двухместный номер. Кроме того, отзывы на букинге вот совсем не отражают действительность, поэтому лучше поискать рекомендации.
И еще – традиционный матрас в Узбекистане это, по ощущениям, голая доска. На него даже сесть безболезненно не получается. Поэтому сразу проверяйте, просите заменить матрас или хотя бы принести и подстелить 1-2 одеяла, и тогда ваша спина на утро скажет вам спасибо.
В Ташкенте обязателен к посещению базар Чорсу.

Puede ser una imagen de comida

На подъезде к нему вы постоите в пробке, затем вас ошеломит жара, не идеальная чистота и обилие людей, а потом вы привыкнете и будете наслаждаться колоритом восточного рынка во всех его проявлениях. Главное при этом – держать детей в поле зрения, все пробовать и стараться не думать о санитарии, а еще – торговаться.

Нам сказали, что на базаре можно купить все или почти все, и сам Чорсу представляет собой несколько огромных полусфер, внутри и вокруг которых идет торговля, но мы побывали только в одном таком «куполе», где продаются продукты. К началу мая там уже вовсю торговали черешней, клубникой, абрикосами и шикарной шелковицей, которая, к слову, растет практически на каждом шагу, и мы ели ее просто с дерева. Еще там можно купить прекрасные сухофрукты, которые и рядом не стояли с теми, что привозят к нам, и я взяла горный чай, который оказался совершенно шикарным. Резюме: надо ооооочень сильно торговаться и внимательно проверять то, что вам кладут в пакет (а лучше прямо у них купить специальную мисочку, чтобы донести фрукты в нормальном состоянии).

Чарвакское водохранилище
В Ташкенте мы пробыли с 30 апреля по 2 мая, а затем был план пообедать ташкентским пловом и выдвинуться к водохранилищу Чарвак, которое в путеводителях называют аналогом озера Комо.
Однако 2 мая оказался праздничный день, и на водохранилище мы уехали голодными, потому что кафе и рестораны просто не работали. И центр плова, который был нашей целью, тоже был закрыт. Добирались до Чарвака мы на машине, ехать около 1,5 часов. Также из Ташкента можно вызвать Яндекс.такси, которое обойдется примерно в 1200-1500 рублей.

По пути к отелю мы остановились у смотровой площадки, с которой открывается шикарный вид – водная гладь, окруженная горами. Сверху действительно озеро Комо.
Разочарование пришло позже, когда мы спустились к этому «Комо» поближе. Унылый, закиданный мусором берег, ничем не напоминал Италию. И только детям было прекрасно – сначала они весело измазались в этой грязи, а затем радостно поехали на родителях наверх, потому что и спуск, и подъем были полудикие и достаточно крутые. Зато мы застали шикарный закат, который компенсировал нам полученное разочарование.
Пишут, что где-то на водохранилище есть организованные пляжи, но мы не увидели ни одного. Возможно, они появятся позже, когда прогреется вода. В начале мая она была еще холодная.
Разочарование не приходит одно, и наш отель (BB LakeHouse) тоже не оставил особо приятного впечатления, поэтому на следующий день мы переехали в курортный отель Avenue, и очень пожалели, что мы не оказались здесь сразу. Разница в цене – в 1,5 раза, но разница в состоянии и уровне сервиса, качестве номеров и еды – как небо и земля. Для понимания – BB LakeHouse стал первым отелем в моей жизни, где к завтраку (весьма убогому) не полагались никакие бесплатные напитки, даже вода. В Авеню все было прекрасно: нам удалось еще раз спуститься к водохранилищу (правда, выезжали мы наверх уже при помощи местных ребят, потому что карабкаться в гору не было сил), вкусно поужинать (и даже попробовать ташкентский плов!), сходить в хамам, сводить детей в бассейн и просто расслабиться и отдохнуть.
На следующий день было решено посетить местечко у водохранилища, где сохранились древние петроглифы и старые чинары (платаны), которым, по разным оценкам, может быть 600-800 лет. Все эти удовольствия находятся на территории очень колоритного кафе Чинар’с. Мы там погуляли, посмотрели на действительно впечатляющие своими размерами платаны (их там несколько, разного возраста), пообедали и выехали в сторону Самарканда.
Дорога до Самарканда заняла больше 6 часов, хотя мы останавливались, по факту, только 1 раз, чтобы быстро попить чая в придорожном кафе на красивых топчанах.

Кстати, надо иметь в виду, что туалеты даже при кафе и заправках – платные, и где-нибудь рядом обязательно будет узбекская бабушка, которая возьмет с вас деньги и выдаст кусочек наждачной бумаги, поэтому лучше идти «со своим»)
Учитывая длительность поездки и наличие в машине троих детей в возрасте до 6 лет, наш трансфер прошел на ура. Кроме того обстоятельства, что по пути мы попали в грозу на горном перевале, и наши чемоданы, ехавшие на крыше, промокли. Вещи пришлось сушить экстренно в номере, но в итоге обошлось без серьезных потерь.
Зато в Самарканде мы нашли отличное кафе Merci, где нас накормили поистине шикарным ужином за очень скромные деньги. В отличие от отелей, такси и еда в Узбекистане стоят копейки. Ужин на 2 взрослых и 3 детей (с вином и десертами) нам обошелся примерно в 2-2,5 тысячи рублей. При этом блюда были как в лучших московских ресторанах, а интерьер и сервировка – выше всяких похвал.
Про отель ничего сказать не могу, потому что мы бронировали его буквально «с колес», по телефону, и провели там ровно одну ночь. Я даже название его не запомнила. В целом, за его стоимость – без особых нареканий.

Бухара
На следующее утро мы выдвинулись в Бухару.
Трансфер был на той же машине, дорога заняла около 4,5-5 часов и оказалась более скучной, чем путь до Самарканда. Бухара находится в пустыне, поэтому окружающие пейзажи соответствующие.
Не буду подробно описывать наши перипетии с заселением в отель, скажу лишь: будьте внимательны, бронируя отели в Узбекистане через букинг. В системе нам пришло подтверждение брони, а в сообщения (которые никто никогда не читает) – просьба от отеля отменить бронь, потому что мест нет. Сами они этого не делают, потому что не хотят получить штраф от Букинга. В общем, нужно звонить и подтверждать наличие номеров, потому что, пока мы искали отель на замену, мы выяснили, что овербукинг для узбекских отелей – нормальная штука. То есть на букинге номера есть, а по факту в отеле их нет…
К счастью, нам нашли альтернативный вариант – совершенно новую гостиницу Labi Rud. Очень красивый отель, он сделан в традиционном стиле, но без вычурности – все очень изящно и со вкусом, без присущей некоторым восточным отелям цыганщины. Единственный минус – в некоторых номерах был специфический запах после ремонта, но мы выбрали себе невонючие комнаты и провели там прекрасные 2 суток.
Бухара – очень старый город, который располагался на Великом шелковом пути и, конечно, его история и архитектура неразрывно связана с торговлей и религией (Узбекистан – исламское государство).
В Бухаре мы пообедали в местной забегаловке, погуляли вечером по узким улочкам старого города, послушали призыв муэдзина, который разносится далеко вокруг, поднялись на закате на крышу одной из многочисленных медресе – Чор-Минор, отлично поужинали в ресторане Old Bukhara. Отзывы о нем противоречивые, и мы поначалу тоже напряглись, не увидев среди посетителей местных, но все оказалось очень вкусно. Однако поесть там плова нам не удалось (а мы очень хотели сравнить плов из разных регионов страны), потому что в большинстве заведений его готовят с утра, и к обеду он уже заканчивается. На ужин же чаще всего плов нужно заказывать заранее, как минимум, за 2 часа.

Следующий день мы решили посвятить рынку в Бухаре. Во-первых, на осмотр достопримечательностей мы взяли гида. Во-вторых, на рынке тоже очень красиво, он расположен среди старинных зданий и внутри них, и там есть, что посмотреть. В-третьих, просто гулять по городу очень жарко (в тот день на солнце было около 42С). В-четвертых, шопинг никто не отменял. Поход оказался урожайным, потому что выяснилось, что прямо на рынке можно выбрать любую ткань и получить легкое, простое, но эффектное платье через полчаса всего за 1000 рублей, а то и меньше. В итоге мы заказали себе платья, детям рубашки, сделали family look и были счастливы до неба.

В Бухаре, как я уже сказала, очень много зданий, связанных с религией и торговлей, а также огромное количество медресе – это что-то вроде духовных семинарий. В общем, есть что посмотреть, и лучше делать это с гидом. На экскурсию по городу закладывайте часа 4, и лучше рано утром или ближе к вечеру, иначе очень жарко. Мы с разбегающимися детьми осилили только 2,5 часа, хотя гид очень старалась увлечь и их, и показала, в числе прочего, мастерскую, где ткут шелковые шарфы и очень крутую студию, где работают потомственные кукольники, которые делают кукол для театра. И мы, и дети с удовольствием и восторгом послушали и посмотрели на кукол.

Разочарованием вечера стал ресторан Айван, у которого, между прочим, рейтинг 5 (самый высокий в Бухаре!) на трипэдвайзере при почти 200 отзывах. Посредственная еда, плохое обслуживание – это лишь малый перечень наших претензий к этому заведению. Надеюсь, наш опыт кого-то убережет от того, чтобы убить там вечер. Из мест, которые стоит посетить, — заведение The Plov, где, как вы уже поняли, готовят только плов, салат и лепешки. Бухарский плов понравился нам больше, чем в Ташкенте, но впереди был еще Самарканд)

Как я уже сказала, в Узбекистане работает Яндекс.Такси (только ставьте оплату наличными), однако иногда оказывается, что рядом нет машин. Часто водители не хотят брать заказы через агрегатор, потому что тарифы смешные (в среднем поездка стоит 60 рублей, в аэропорт из Ташкента менять наличные я ездила за целых 100 рублей). При этом, конечно, и машины, как правило, убитые, и водители не знают, куда ехать. Поймать машину можно и с руки, но при этом нужно быть готовым, что водитель попросит вас включить навигатор, а еще к тому, что возле вас остановится такси уже с пассажирами.

С нами такое случилось в Бухаре, когда мы (5 человек) остановили дышащий на ладан Матиз, в котором уже сидело четверо. И местных это ничуть не смущает, они так привыкли ездить, по 10 человек в автомобиле, дети из окон торчат… про детские кресла там можете даже не заикаться, ремни безопасности часто не работают.

Самарканд
Город, где снимали значительную часть фильма «Джентльмены удачи». Город, где оказался самый вкусный плов (в нашем личном рейтинге). Город, окруженный горами. Город, где наши дети так танцевали в ресторане, что нас позвали на чужой банкет))). Город, где в гостинице может не оказаться с утра воды, потому что ее иногда отключают в целях экономии… Ну, вы уже поняли – очень контрастный город.
Наш отель (Shahram Plus Sh), который на букинге имел рейтинг 9.3, оказался хлевом. Матрасы, зачем-то упакованные в пленку, обстановка колхоз-стайл, совершенно самопальный ремонт из 90-х, вонь во внутреннем дворе, отсутствие резервного водоснабжения и главное – отсутствие альтернатив, потому что все приличные гостиницы забиты. Нашим личным топчиком стала явно кем-то размотанная, а потом наспех смотанная туалетная бумага, и огромные мужские поношенные сланцы, которые были нам предложены в качестве тапочек. В общем, мы там только спали, и даже на завтрак не рискнули там пойти.
В противовес – могу искренне рекомендовать нашего гида (@jalol_guide), который 2 дня возил нас на машине, рассказывал про город, бронировал рестораны и возился с нашими детьми (100 долларов экскурсионный день, но оно того стоит).
Также рекомендую для ужина рестораны Платан и Каримбек (собственно, именно тут наши дети так бились в танце, что их позвали на чужой банкет), а для завтрака – то самое кафе Merci, в которое мы конечно же вернулись, и Coffee-House El-Merosi. Место, где мы ели самый вкусный плов в Узбекистане – Osh Markazi Filial №1.
Про достопримечательности вам лучше расскажет гид, но, нам мой взгляд, обязательны к посещению – площадь Регистан, место захоронения Амира Тимура, холм с остатками обсерватории, и мавзолейный комплекс. Для детей — местечко, где делают бумагу из коры тутовника. Там же есть гончарная мастерская с мастер-классами и авторской керамикой. На местном рынке можно (и нужно) закупиться сухофруктами, халвой и чаем.

И, завершая, хочу сказать, что в Узбекистане всегда нужно быть готовым к неожиданностям. Например, в Самарканде совершенно новый аэропорт – большой и красивый. Но поесть и даже просто купить воды там пока негде, все закрыто (и при задержке рейса это оказалось крайне неприятным сюрпризом). Добраться до аэропорта тоже оказалось приключением, потому что за километр до него по неясным причинам перекрыли дорогу, и люди с детьми и чемоданами шли пешком – точнее, некоторые бежали, чтобы успеть на самолет…
Все-таки Узбекистан – страна контрастов!