летом с дочкой (10 лет) ездили в Узбекистан
двигались самостоятельно по маршруту Ташкент-Самарканд-Бухара-Хива-Ургенч-Ташкент
весь маршрут занял полных 8 дней
поделюсь впечатлениями )
итак, день первый — Ташкент.
Ташкент — город, как результат землетрясения 1966 года, разрушившего до основания его центр и покорежившего окраины, не представляет особый исторический интерес.
Облик города, в целом, носит отражение советской эпохи и времени независимого нынешнего Узбекистана.
Посетить стоит музей прикладного искусства — составить представление о национальных ремеслах и орнаментах, полюбоваться всей этой красотой.
Интересно побродить по небольшим улочкам, затерявшимся недалеко от центра города, посмотреть на глинобитные старые, а также современные почти-дворцы частные дома.
Люди здесь — удивительные, со времени моего детства ничего не изменилось . К вам запросто могут подсесть на лавочку в парке, подойти в магазине, в кафе, на улице, и начать разговаривать. Просто так, улыбаясь, узнавать откуда вы приехали, и рассказывать о своём городе, стране.
С нами такое за два дня прогулок по городу случилось раз пять
день 2. Второй день наш в Ташкенте — развлекательный.
В почти 40градусную жару парки города — необходимые для перемещения по нему оазисы.
А фонтанчики, повсеместно орошающие газоны — в отсутствии моря могут стать альтернативным способом охладиться 🙂
Ташкент-ленд (местный Диснейленд) нас с Катей совсем не впечатлил: пробыв в не не более полутора часов, мы переместились в Японский сад, который находится в 5 минутах ходьбы.
В полутора км от всего этого находится Среднеазиатский центр плова — за настоящим пловом в Ташкенте — туда!
Между основными городами Узбекистана курсируют скоростные поезда — Афросиаб. Предварительной продажи на скоростной «Ташкент-Самарканд» не было, поэтому (я в этом месте человек совсем не рисковый) я еще месяц назад взяла билеты на обычный, путь на котором занимает на полтора часа больше.
Ехать всего 3,5 часа, поэтому я не стала переплачивать за люкс, удовлетворившись общим вагоном.
Уже в начале перона нас встретили заботливые проводники, которые, дав напутствие, что must see в Самарканде, сказали, что только сегодня и только для нас у них есть места в люксе, ведь им невозможно представить, как две такие очаровательные барышни поедут в общем вагоне 🙂
Ну, вот, теперь мы, доплатив за двоих всего 300 руб, едем в люксе. с телевизором, кондиционером, розетками, зеркалами и даже утренней газетой 🙂
День третий. Самарканд. Самарканд, любовь моя
Город, в котором я провела свое детство.
Город, который Амир Тимур (больше известный у нас как Тамерлан) сделал столицей своей империи.
Город великий и величественный, но, вместе с тем, не пафосный, родной, простой и очень гостеприимный.
Одно из самых культовых мест в Узбекистане, почитаемое тремя крупными мировыми религиями (мусульманами, иудеями и христианами) — Мавзолей Ходжи Данияра, или Святого Даниила, находится в Самарканде.
Ходжа Данияр — самый почитаемый пророк в старозаветной Библии и Коране.
Длина гробницы пророка составляет на сегодняшний день 18 метров. Говорят, раньше она была обычных размеров, а ее рост связан с тем, что мощи Ходжи Данияра продолжают расти.
А теперь поведаю вам чудесную историю, которая произошла не так давно, и в подлинности которой никто не сомневается. Рядом с мавзолеем бьёт святой источник, наверху, у входа к надгробью, растёт фисташковое дерево.
Так вот, дерево это, возраст которого около 500 лет, было мёртвое, сухое, давно уже никто не помнил, чтобы оно покрывалось листвой и, тем более, плодоносило.
В ноябре 1996 года Алексий II во время своего визита окропил это фисташковое дерево святой водой, прочитал над ним молитву, и весной дерево зацвело! А накануне смерти Великого Патриарха большая часть веток дерева снова стала сухой..
День четвертый. Пройти путём паломников до пещеры Хазрата Дауда (Святого Давида) — и умереть.. запросто можно 🙂
В 70 км от Самарканда находится место паломничества для верующих трех основных религий.
По арабской легенде библейский царь Давид был отправлен Господом в Азию проповедовать единобожие. Хазрат Дауд, как называют его мусульмане, своими проповедями разгневал живших здесь зороастрийцев, которые стали преследовать его. Дауд укрылся в горах и, взмолившись к Богу, смог руками раздвинуть камни и укрыться в горе.
По другой распространенной легенде Давид искал тайное место, чтобы отдохнуть перед битвой с Голиафом. Джинны перенесли его в горную местность неподалеку от Самарканда, но ифриты нашли его и принесли на своих спинах великана Голиафа. Тогда Давид обратился с молитвой к Богу с просьбой спрятать его, ибо не был он пока готов к битве с Голиафом. Он бежал, пока на пути его не встали неприступные скалы. Веруя, что Господь защитит его, Давид начал рыть углубление в каменной глыбе, вдруг ставшей в его руках мягче воска. Он прошел вглубь скалы, оставив ни с чем разъяренного Голиафа, бессильно колотившего дубиной по скале.
Считается, что в пещере Хазрата Дауда исполняется любое, даже самое невероятное желание. Чтобы добраться до нее нужно преодолеть 1303 ступени, ведущие круто вверх на пик горы.
Вместе с нашим Проводником Азизом мы сегодня прошли этот нелёгкий путь.
Катя в гору поднималась верхом на лошади, а я, не причисляя себя ни к детям, ни к немощным, туда и обратно на своих двоих.
Ура, я смогла 🙂
Паломники, кстати, в основном местные. Несмотря на свое узбекское прошлое, меня два раза, как необычного, видимо, для этих мест туриста, просили сфотографироваться вместе ))
День 5 и 6. Бухара — восточная сказка Средней Азии
Если Самарканд называют красавицей Узбекистана с макияжем и причёской, то Бухару — красавицей, которая славится своей естественной красотой.
Все основные достопримечательности, культурное наследие всего человечества, находятся, в основном, в черте Старого города Бухары. Поэтому, если вы заселитесь в нем, также, как это сделали мы, все важное и интересное будет находится в пешей доступности.
Интересно, что нет никакой границы между жилым и культурно-историческим городом: люди живут, работают, кушают среди древних построек.
«В Бухаре, где ни копай, везде наткнешься на исторически значимые вещи» — говорит наш гид. И правда, снесли старый базар, чтобы построить новый, копнули под фундамент — наткнулись на раскопки. Или вот еще: один предприниматель выкупил кусок земли, чтобы возвести отель — а там оказались бани, которым больше 10 веков. Так и остался, без отеля.
Каждая медресе, минорет, мавзолей окутаны историями и легендами.
Сам город не перегружен современными постройками, что позволяет полностью погрузиться в атмосферу древности
День седьмой. Хива — последний город нашего с Катей Шёлкового пути.
Комплекс Ичан-Кала, в котором находится все средоточие культурно-исторического наследия, находится в 10 минутах езды от жд вокзала, куда мы прибыли сегодня утром из Бухары.
Как и везде в Узбекистане, стоимость посещения достопримечательностей для иностранных туристов в разы больше, чем для местного населения. Взрослый «Стандарт», дающий право на посещение практически всех объектов, обошёлся 100 тысяч сум (1000 руб), Кате, несмотря на ее высокий рост и исполнившиеся недавно 10, сама кассир рекомендовала не брать билет, говоря, что ей еще нет семи 🙈. Я не стала сопротивляться этой идее, и, что удивительно, ни у одного работника музея/мавзолея вопросов по этому поводу не возникло. 🙂
Сам комплекс небольшой по нашим меркам — площадью 1 км2. Чтобы не спеша, вдумчиво обойти его, заходя во все объекты (кроме минорета 😔) нам понадобилось около 6 часов.
Кроме самого древнего города, его старых улочек и построек, особое впечатление на нас произвёли:
— мавзолей Пахлаван Махмуда, в котором захоронен сам поэт-философ, а также династия хивинских ханов, живших после него.
— мечеть Джума-Масшид, по территории которой Катя бегала, считая колонны, и ошиблась только на 2, насчитав 211 вместо 213. Каждая (!) колонна украшена искусной резьбой по дерево и ни один (!) рисунок не повторяется. Мы проверяли, устроив себе квест «найди клона» 🙂
— минарет «Ислам Ходжа», на который разрешают подняться только 16+. Узнав, что подниматься нужно по узкой скользской лестнице, высота ступеней которой составляет 45-50 см, да еще половина пути наверх проходит практически в полной темноте, Катя так активно запротестовала, что и мне пришлось представить себя в нежном, до 16-летнем возрасте.
И да, внутри Ичан-Калы много торговых рядов, что только дополняет картину древней Хивы, стратегически важной для купцов, следовавших по Шёлковому Пути.
В тот же день вечером мы добрались на такси до Ургенча, откуда вылетели в Ташкент. 8 день нашего пребывания в Узбекистане совпал (так я нарочно выбрала) с Днем Независимости. И мы просто погуляли в парке в центре города, послушали-посмотрели местных исполнителей, наполнились ощущением праздника перед вылетом домой 🙂