Многие читательницы нашего сайта путешествуют с ребятишками на машине: едут за рулем по странам и континентам, или берут машину напрокат там, где проводят отпуск. Конечно, это существенно расширяет возможности туриста! Но, всегда помня о безопасности самых маленьких пассажиров, следует знать правила, принятые в стране пребывания. В этой статье я расскажу о правилах, действующих в Испании.
В Испании любой водитель и пассажир легковой машины, едущий как на передних, так и на задних сидениях, обязан быть правильным образом пристегнут ремнем безопасности или использовать детское автокресло (как в городе, так и на трассе). Что касается несовершеннолетних, использование удерживающих устройств обязательно, если в автомобиле перевозятся дети ростом ниже 135 см. Нарушение этого правила наказывается штрафом в 200 евро (260 евро для повторных случаев) и начислением 3 штрафных очков в случае ответственности водителей. По закону, автоматически именно водитель отвечает за нарушение правил, а в случае неуплаты им штрафа, эти деньги обязан заплатить владелец автомобиля в качестве солидарного ответчика.
Чтобы подчеркнуть, насколько серьезно в Испании относятся к соблюдению правил безопасной перевозки детей, отмечу, что в 2017 году Прокуратура по делам несовершеннолетних заявила, что если родители трижды будут замечены в неиспользовании удерживающих систем, соответствующих возрасту, весу и росту ребенка, они могут быть лишены родительских прав.
Как же правильно перевозить ребенка по Испании в машине?
Согласно объяснениям Генерального Управления Движения (DGT), Общий Регламент Дорожного Движения гласит, что использование ремней безопасности и прочих сертифицированных удерживающих систем в зависимости от роста, веса и возраста (для автотранспортных средств с количеством сидений не больше девяти), подчиняется следующим требованиям:
— Перевозка на передних сидениях: Правила запрещают ездить с детьми младше 12 лет на передних сидениях без использования сертифицированных удерживающих систем. В исключительных случаях, если рост ребенка превышает 135 см, а 12 ему еще не исполнилось, он может ехать, пристегнутый обычным ремнем безопасности.
— На задних сидениях:
- Дети, не доросшие до 135 см, в обязательном порядке должны использовать сертифицированную удерживающую систему, согласно своему росту и весу.
- Дети, чей рост равен или превышает 135 см, но не превышает 150 см, могут использовать как сертифицированную удерживающую систему, так и обычный ремень безопасности.
- Тем не менее, рекомендуется, чтобы дети, не достигшие 4 лет, ездили в автокреслах, повернутых против хода движения, т.е. лицом назад. Кроме того, всегда, когда это возможно, детское автокресло должно устанавливаться на задних сидениях машины, т.к. по статистике они более безопасны в случае ДТП. А если на переднем сидении установлена подушка безопасности, которую нельзя отключить, детское автокресло необходимо установить на заднее сидение.
Что касается мотоциклов (наши мамы ездят и на них!)…
Дети до 12 лет не могут ехать в качестве пассажира на мотоцикле или мопеде. Исключение: если им более 7 лет и за рулем мотоцикла/мопеда находися мама, папа или официальный опекун ребенка, или же совершеннолетний с официальной доверенностью выданной отцом, матерью или опекуном маленького пассажира. И, разумеется, в любом случае использование ребенком сертифицированного шлема соответствующего размера строго обязательно.
Детские автокресла делятся на 5 типов, согласно росту и весу ребенка. Было бы здорово, чтобы дети рождались не только в рубашке, но и с автокреслом под мышкой, чтобы уже из роддома выезжать в полной безопасности… Эксперты рекомендуют подбирать автокресло по весу и росту ребенка, т.к. этикетки с указанием возраста являются сугубо приблизительными.
Классификация детских автокресел:
— Тип 0 (от 0 до 10 кг). Люльки.
Рекомендуются для новорожденных и младенцев весом до 10 кг. Как правило, люлька детской прогулочной коляски относится к этому типу. Ее следует размещать на заднем сидении перпендикулярно, закрепив ремнями безопасности. Внутри люльки есть свой собственный ремень безопасности для удерживания младенца.
— Тип 0 и +0 (от 0 до 13 кг). Автокресла-переноски.
Позволяют перевозить младенца на переднем или заднем сидении машины. Ребенок фиксируется собственными ремнями автокресла, которое, в свою очередь, закрепляется на сидении ремнем безопасности. Если автокресло закреплено на штурманском сидении, необходимо отключить подушку безопасности.
— Тип 1 и 2 (от 9 до 18 кг): Автокресло.
Ребенок фиксируется на автокресле системой собственных ремней, а само кресло закрепляется на сидении ремнем безопасности. Автокресло можно устанавливать лицом вперед или назад. Необходимо следить, чтобы автокресло не было перекошено, чтобы ребенок был закреплен не слишком туго и не слишком свободно.
— Тип 2 и 3 (от 15 до 25 кг): Бустер со спинкой.
Это «облегченный вариант» автокресла со спинкой, который позволяет ребенку сидеть на высоте, приемлемой для использования стандартного «взрослого» ремня безопасности. Дети на бустере могут ехать как спереди, так и сзади, лицом по ходу движения.
— Тип 3 (от 22 до 36 кг): Бустер без спинки.
Это вариант жесткой подушки (иногда с маленькими подлокотничками), которая позволяет ребенку сидеть на высоте, приемлемой для использования стандартного «взрослого» ремня безопасности. Дети на бустере могут ехать как спереди, так и сзади, лицом по ходу движения.
Система ISOFIX
Не все детские автокресла и бустеры принадлежат к одной и той же системе. ISOFIX – это стандартная система фиксации детских удерживающих систем в автомобиле. Ее плюс заключается в простоте монтажа, что позволяет избежать ошибок и облегчает закрепление/снятие автокресел с сидений машины, так как для их закрепления не надо использовать ремни безопасности. Кроме того, эта система закрепляет автокресло более надежно и успешнее защищает ребенка в случае ДТП. Система ISOFIX позволяет крепить автокресло к сидению автомобиля, снабженного соответствующими пазами. Пока не все марки оборудованы данной системой крепления детских автокресел.
Полезные советы:
- Плохо или неправильно закрепленное автокресло столь же малоэффективно, как и полное его отсутствие.
- Периодически проверяйте надежность фиксации автокресла. Оно должно стоять крепко!
- Периодически проверяйте ремни, удерживающие ребенка в автокресле. Они не должны болтаться или сдавливать ребенка.
- Безопасность в поездке начинается еще дома: приучайте ребенка с самого раннего возраста к тому, что машина – не место для возни и баловства, а средство передвижения.
- Игрушки внутри машины могут представлять собой опасность, особенно в случае ДТП, поэтому старайтесь, чтобы в пути ребенок не играл тяжелыми или твердыми предметами с острыми гранями, предложите ему что-нибудь полегче и помягче.
Если вы приезжаете в Испанию со своими автокреслами, люльками, бустерами или удерживающими жилетами, купленными в других странах, следите, чтобы они были сертифицированы согласно европейской норме CEE R44/04 или ECE R44/04 или ее аналогам в других странах.
О том, что это именно аналог, должна быть соотвествующая этикетка или сертификат. Не думайте, что инспектор на дороге, тормознувший вас в Испании, знает всё-всё-всё об автожилетах, производимых в США или дутых автобустерах, выпускаемых в Китае. Скорее всего, вы будете обладателем первого увиденного им заморского чуда. Так что приготовьтесь показывать европейский сертификат!
Спасибо за объяснение.
Спасибо за инфу! Интересно!