Летний Владивосток с шестилеткой

Сейчас многие решают дилемму: куда же податься путешествовать-отдохнуть во втором ковидном году подряд на территории нашей необъятной, но все же практически закрытой изнутри на замок для очень многих из нас, родины. Ведь все понимают, что в Сочи-Крыму-Анапе этим летом будет занят каждый квадратный сантиметр.

И тут я вспомнила и решила поделиться с вами описанием нашего путешествия на восток России. Ну, то есть совсем-совсем на восток: во Владивосток и на Сахалин. Время действия: 2 недели в августе 2020. Участники: 1 мама и 1 ребенок, 6-летний мальчик.

Сразу начну с резюме: там очень круто. Во Владивостоке с детьми прекрасно (с Сахалином все посложнее) и поздним летом в Приморье даже отлично можно купаться в Японском море (про купание в Охотском море даже не думайте, если вы не морж, конечно, или у вас нет гидрокостюма).

Минусы: да, лететь далеко и 7-часовая разница в часовых поясах с Москвой в виде бонуса. Но на практике мы на удивление достаточно легко пережили джетлаг и билеты в эконом-класс Аэрофлота обошлись нам в 24 000 рубля на человека туда-обратно (плюс за баллы «АэрофлотБонус» я делала upgrade до бизнес-класса в одну сторону, из Москвы во Владивосток). И, глядя со слезами на то, как сейчас взлетела стоимость авиабилетов в любом популярном южном или западном направлении, Приморье со своими дотационными билетиками и в 2021 году выглядит очень гуманно.

Итак, вот наше путешествие, пронумерованное по дням. В этой статье я напишу только о Владивостокской части нашего путешествия. Сахалин достоин своего персонального, отдельного рассказа.

День 1

После ночного рейса и 7-часовой разницы во времени Москва-Владивосток основной задачей первого дня было собраться с духом и не уснуть до Приморского вечера.

Кстати, вот мои лайфхаки, как легче пережить джетлаг:

— Постараться лететь на восток бизнес-классом, если есть такая материальная возможность (ребенок проспал 6 часов в горизонтальном положении и был потом бодр и весел, в отличие от меня).

— Мы выбрали такой рейс, чтобы прилететь во Владивосток утром по местному времени, и потом держались — не ложились спать до вечера.

— Перед сном во Владивостоке выпили по таблеточке Мелатонина (у меня еще итальянская заначка с чистым продуктом осталась).

— Сразу перестроиться на местное время: вставать утром — ложиться вечером. Днем не спать.

— Смотреть на всяческие интересности — с ними легче отвлечься и забыть, что очень хочешь спать.

Владивосток встретил нас проливным дождем (повезлооооо!) Но нас хватило на то, чтобы медленно-вяленько погулять по городу.

Что мы смогли сделать в первый день:

Купили дождевики (свои я забыла дома).

Пообедали в самом известном Ресторанчике Владивостока «ЗУМА» @zumavl, поучаствовав в Фестивале Дальневосточных Гребешков, который начался как раз накануне нашего приезда, одновременно с ливнем.

Увидели памятники Владимиру Высоцкому, Сергею Лазо и Элеоноре Прэй — самой знаменитой женщине во Владивостоке, американке, которая приехала во Владивосток в 1894 году вместе с мужем, прожила здесь 36 лет и сделала множество уникальных фотографий города начала XX века.

Зашли в стильный дворик Владивостокского ГУМа, встретив там множество интересных фигурок, украшающих стены.

Погуляли по набережной в Спортивной гавани.

А все остальное оставили на следующие дни.

День 2

Вечером накануне мне хотелось рыдать! Это ж надо было: купить билеты во Владивосток чуть ли не за 9 месяцев до поездки, лететь 8 с половиной часов, пережить 7-часовую разницу во времени с Москвой, и попасть на неделю ливней и гроз, да ещё и закрытые музеи, включая Приморский Океанариум!

Но, видимо ангел Владик (сокращенное имя от слова Владивосток), которого мы увидели нечаянно-нежданно во дворах местного ГУМа услышал мою просьбу, и вуаля! Мы встретили фею-гида Елену @ostrovrusskiyvl, которая мгновенно отреагировала на моё позднее сообщение в What’s up, оказалась свободна, открыла для нас Владивосток и остров Русский, практически разогнала тучи и мгновенно нашла общий язык с моим ребенком.

И в этот день я поняла, что без гида на машине в Приморье не увидишь и половины местных красивостей, достопримечательностей и потайных интересных местечек, или потратишь на них в 2 раза больше времени, без конца заказывая такси, или, если взял машинку в аренду, разбираясь с особенностями местного вождения и парковок.

Что было у нас во второй день?

Солнце после обеда пробилось сквозь тучи и наступила настоящая летняя жара, несмотря на депрессивный прогноз Gismeteo.

Мы начали день с Токаревской косы (или кошки, как говорят моряки в Приморье) и Токаревского маяка.

Проехали по Золотому мосту — символу Владивостока.

По Русскому мосту (это тот самый мост, который вы можете увидеть на 2-тысячной купюре).

Услышали невероятную историю и увидели памятник Анне Щетининой — первой в мире женщине-капитану дальнего плавания.

Рассмотрели и потрогали экспонаты в Оружейном дворике музея Тихоокеанского флота, например «мокрую» мини подводную лодку для доставки водолазов-разведчиков, грибовидный (мертвый) якорь и первый советский танк МС-1.

Побывали на нескольких фортах времен русско-японской войны

Услышали редкую историю спасения 11 тысяч детей из голодного послереволюционного Петрограда американским Красным крестом, проехали мимо казарм на острове Русский, на котором дети прожили 11 месяцев и потом целый год возвращались домой на зафрахтованном американцами судне.

Пообедали в бухте Новик (ударение на И), жмурясь на солнышко, в кафешке у самого берега (с очень демократичными ценами, в отличие от ресторана у основного корпуса Novik Country Club).

Залезли в тёмное подземелье форта 12/ князя Владимира, построенного в 1911 году, для отражения атак неприятеля (ну, вы поняли, какого). Сын был просто счастлив таинственной прогулке в темноте и фонарику в руке. А меня поразили иконы в каждом форте. Ведь наши предки до 1917 года сражались «за веру, царя и отечество», и это все не было для них пустыми словами.

День 3

А вы любите львов и тигров ? Если да, то поймёте, почему мы рванули в Приморский Сафари-парк @safaripark25ru в наш третий день во Владивостоке.

В Кении на сафари мне быть не доводилось. Во всяком случае, пока. Поэтому формат, когда животные живут в лесу, без решёток и узеньких клеток, а посетители смотрят на них с высоких мостиков, и всем от этого хорошо, мне понравился очень! Оказывается, это местечко входит в топ 12 лучших зоопарков мира. И я понимаю, почему! Здесь выхаживают больных и раненых зверей, разными путями попавших в Сафари-парк, и возвращают их потом в естественную среду обитания, а ещё участвуют в международных программах по размножению и сохранению редких видов животных.

Попасть в Приморский Сафари-парк можно, купив экскурсию в кассе у входа. Есть 3 вида экскурсий, и можно купить только одну, а можно все три: «Парк тигров, леопардов и копытных», «Парк хищных зверей и птиц» и «Парк львов». Мы купили первую и третью в этом списке + ещё заплатили 100 рублей за мясо для львов (подозреваю, что, не будь с нами этого лакомства, царь зверей даже не привстал бы со своего места и мы наблюдали бы только несколько сонных тушек с нашего мостика).

Тигров мы видели , и Амурских, и Уссурийских,

леопарда видели (фрагментарно, увы, потому что он сладко спал в зарослях травы, и только изредко пошевеливающиеся уши выдавали, что перед нами, вернее, под нами, внизу, дрыхнет живой-натуральный хищник), бурых медведя с медведицей видели ,

оленей-изюбров-косуль-кабанов-цаплю видели ,

про львов уже написала ,

ах, да, мы же ещё видели единственного в России лилигра (это гибрид 2 уровня льва и лигрицы (лигрица — это гибрид #1, догадайтесь сами, кого) .

Резюмируя: в Приморском сафари-парке — классно! Если, случайно, мало ли, вы будете пролетать, проплывать или проезжать мимо — рекомендую это место всячески, с детьми и без оных.

День 4

Это был просто ленивый день у моря на базе отдыха «Маяк» @mayakonline в 31 км от Владивостока.

Мы приехали сюда из города на такси за 55 минут и купили гостевой пропуск. Когда ещё нам доведётся покататься на волнах Японского моря? Я пожалела, что мы не приехали в «Маяк» на пару-тройку дней, просто, чтобы купаться в море.

День 5

Мы провели в окрестностях Владивостока. Увидеть цветущие лотосы — это давняя мечта, никак не ожидала, что она так неожиданно исполнится здесь, в 54 км от Владивостока, в арт-парке «Штыковские пруды» @shtykovskie_prudy. Это прекрасный семейный парк с множеством интересных местечек, инсталляций, с лабиринтом и бассейнами для детей, беседками, творческими мастерскими, кафе с ооочень вкусной едой и чаем. Мне тут так понравилось, что очень хочется вернуться. Жаль, лететь далековато…

А после арт-парка мы ненадолго заехали в бухту Стеклянную — это одна из главных достопримечательностей Владивостока. Совсем недавно здесь была гигантская городская свалка «Горностай». Интересное название для горы мусора, да? Может быть оно повлияло, но к саммиту АТЭС в 2012 году власти энергично взялись за наведение порядка и вывезли весь мусор и отсюда, и из всех прилегающих бухт, закатав его в бетон рядом с поселком Рыбачий.

Крупный мусор увезли, а стекло осталось. И морские волны за годы отшлифовали его до округлых разноцветных камушков, которые в солнечные дни переливаются на солнце, как драгоценные камни. Мы были здесь в пасмурные дни, и этой стеклянной радуги не увидели, но местечко, конечно, необычное и запоминающееся. Одна его история чего стоит!

День 6.

В последний день во Владивостоке хотелось успеть сделать всё. Вот такой детский маршрут по городу у нас получился.

Лучшее начало дня в портовом городе — морская прогулка. Большинство водных экскурсий в городе начинаются на Корабельной набережной. К сожалению, в дни, когда мы гостили во Владивостоке, официальное бюро морских экскурсий @mostvl ещё не начало свою работу после ограничений, связанных с пандемией Ковид-19. Поэтому мы экспромтом обратились к частникам, работающим тут же рядышком, возле монумента Основания Владивостока. И нам повезло: все пассажиры бронировали свою морскую прогулку заранее, а мы подошли за 15 минут до отправления катера, и оп-ля, одна семья не пришла, и нам достались их места. Стоимость прогулки: 1000 руб за взрослого, 600 руб за ребёнка. Продолжительность: 1 час. За это время катер прокатит вас по гавани и проплывет под Золотым мостом. При этом можно загадать желание. Сын быстренько сообразил, что можно загадать два желания: когда мы проплывали под мостом в одну сторону, и, когда после разворота возвращались обратно. Далеко пойдёт!

Что ещё можно посмотреть на Корабельной набережной и рядышком:

Памятник Александру Солженицыну, который почему-то очень заинтересовал моего 6-летнего сына, даже больше, чем:

Подводная лодка С-56, привезенная сюда по частям с берегов Балтийского моря, и собранная вновь во Владивостоке (сейчас закрыта на реконструкцию)

Памятник морякам-подводникам

Музей Красный вымпел (был закрыт)

Памятник Илье Муромцу, первому защитнику земли русской (с нимбом святого и огромным мечом) в Адмиральском сквере

и напротив него

Часовня святого апостола Андрея Первозванного

Памятник Нептуну

Детский Приморский кукольный театр

Триумфальная арка

Музей города (был закрыт).

После Корабельной набережной мы пошли дальше, вдоль моря, прошли под Золотым мостом (ребенок для верности и тут не упустил возможность загадать уже третье по счету желание) и вышли на набережную Цесаревича. А тут — настоящий детский Клондайк: большая детская площадка в виде каравеллы и скачущая, прыгающая и лазающая везде детвора. Рядом 2 больших киосках, в которых продаются молочные коктейли, вода, кофе и мороженое. А для мамы — бесплатный Wi-Fi . Так что мы зависли тут часа на полтора. И только обещание покататься на фуникулёре помогло выцарапать сыночка из компании новых владивостокских друзей.

Когда навигатор во Владивостоке обещает, что вы дойдёте до нужной точки за 17 минут, имейте в виду, что он не учитывает одну маленькую деталь — ландшафт. Владивосток — город сопок. И ходить и ездить приходится вверх-вниз и вниз-вверх . Так что до фуникулёра мы добирались чуть дольше заявленного.

Идея построить фуникулёр во Владивостоке пришла в голову Хрущеву после его путешествия в Сан-Франциско (рельеф этих городов очень похож). И в 1962 такой горный трамвайчик появился и на Дальнем Востоке. Состоит он всего из 1 вагона, трамвайчика два: пока один едет наверх, другой в это время спускается вниз. Стоимость: 20 рублей для взрослого, детей до 7 лет пускают бесплатно. Подъем занимает всего 2,5 минуты.

На верхней точке фуникулёра большинство туристов выходят и поднимаются пешочком на Орлиную сопку (идти минут 10-12 в горку). Это — лучшая смотровая площадка в городе и самая высокая точка исторической части Владивостока.

На смотровой же площадке установлен памятник Кириллу и Мефодию — создателям славянской азбуки. Будущим первоклашкам нужно на них посмотреть обязательно!

Еда во Владивостоке

Переписывать Tripadvisor я тут не буду, поделюсь нашими собственными гастрономическими впечатлениями за 5 с половиной дней во Владивостоке.

Все местные и не только местные жители хором отправляли нас в 3 лучших ресторана города. Все три мы и посетили (некоторые даже и не раз) и все их я от души и желудка готова горячо рекомендовать:

Zuma @zumavl — самый известный ресторан Владивостока, имеет множество наград, специалируется на морепродуктах, недешевый, с роскошным интерьером, все ооочень вкусно.

Tokyo Kawaii @tokyo_sushi_bar — азиатская кухня, морепродукты, средние цены, мой личный фаворит.

Supra @supra.ge — грузинская кухня, средние цены, все вкусное и свежее, а хинкали по-тбилисски с сулугуни — просто моя .

Помимо этих трех «китов» мы очень оценили семейный ресторанчик на территории арт-парка «Штыковские пруды» и блинную в центре Владивостока «Ух ты, блин!»: быстро, дёшево и вкусно.

Короче, товарищи, во Владивостоке с едой дела обстоят прекрасно, а с морепродуктами — просто фантастически хорошо. Кстати, все местные советовали нам покупать дорогие морепродукты, в первую очередь крабов (Камчатские крабы — топчик!) не в ресторанах, а на рынках, но у проверенных продавцов, и для экономии, и для свежести.

Сувениры, или что привезти из Владивостока

Морепродукты и икру. Гид советовала нам покупать все на рынках: есть рынок на Спортивной, есть рынок на Второй речке, а есть проверенный Instagram: @seafoodvl. Но мы отложили покупку до нашего следующего пункта назначения.

Косметику из Японии или Южной Кореи. В городе магазинчики с азиатской косметикой можно встретить на каждом шагу. Мне особенно хвалили «Мегуми«, но сама я там себе ничего так и не купила.

Праворульную машину Не мой вариант, но звучит интересно.

Шоколад с морской капустой или с гребешком, произведённый на местной фабрике «Приморский кондитер«. Во Владивостоке очень много их магазинчиков, можно легко найти на картах ближайший к вам. Я попробовала шоколад с морской капустой, мне понравилось. Ещё здесь покупают конфеты «Приморские», по вкусу они напоминают «Птичье молоко», но срок их годности очень короткий.

Дальневосточный мед, кедровые орешки или джем/ мармелад из лимонника.

Маринованный папоротник.

Любые классические сувениры, которые вы любите или коллекционируете. Сувенирных магазинчиков во Владивостоке множество, но мне очень понравилось в магазинчике «Якорь» @yakor_vladivostok, здесь я прикупила очередные магнитик-кружку-футболку-рыбку на стену.

Уссурийский бальзам или другие местные настойки.