Сегодня миллионы семей в разных странах оказались в непривычной ситуации: ввиду закрытия присутственных учебных заведений и переводом многих фирм на удаленную работу, в доме собрались дети и родители, которые одинаково дезориентированы! Одним надо работать (причем шеф, сидящий дома с собственным семейством, не желает снизить уровень требований к ВАШЕЙ части работы), другим надо учиться, когда хочется спать, играть и читать вовсе не учебники… Что же делать? Как организовать школьное обучение, не сойдя с ума и достигнув хоть каких-то результатов?
Если в вашем регионе нет развитой системы домашнего обучения (home schooling), это не значит, что ее не существует нигде. Во многих странах мира она уже давно себя зарекомендовала, имеет официальный статус и выбирается тысячами родителей. Домашнее обучение детей и подростков помогает решать самые разные проблемы: сокращает расстояние от дома до школы и экономит время и средства на перемещения; позволяет адаптировать образование к особенностям здоровья и развития детей; помогает избежать идеологического прессинга присутственной школы… Одним словом, существует несколько поколений родителей, которые сознательно выбрали домашнее обучение и сегодня могут дать ценные советы по его организации миллионам новичков!
Специально для сообщества «Mamstravel» мы нашли и перевели советы родителей, постоянно пользующихся системой home schooling’a:
1. Не пытайтесь воссоздать дома школу
Сегодня никто точно не может ответить, сколько еще времени продлится домашняя изоляция, тем не менее, настроимся на длительное пребывание в четырех стенах и поможем детям организовать свой день. Однако не следует ДОМА насаждать ритм ШКОЛЫ. Как говорят родители – ветераны домашнего обучения, хорошо ставить конкретные цели, но четкое расписание душит ребенка, обучающегося на дому. Необходимо продвигаться вперед, но при этом быть гибким. И следует учитывать, что некоторым семьям понадобится не одна неделя на то, чтобы полностью приспособиться к home schooling’у, найти свои приемы и притереться друг к другу в новой обстановке.
«Если ваш ребенок должен выполнять дистанционно школьные задания, вполне возможно, что за 2-3 часа он выполнит их все. Другой семье будет легче, если уроки растянутся на 8 часов, с паузами на игру, отдых, чтение… Не следует стараться подстроиться под школьное расписание – дома совсем другая атмосфера и организация, и это накладывает свой отпечаток на все и на всех. Это не хорошо и не плохо, это факт» — говорят опытные родители.
2. Чтение вслух
Многие родители, чьи дети обучаются дома, отмечают важность чтения вслух. Детям любого возраста нравится слушать, как им читают, они многому учатся в процессе слушанья книг.
Кроме того, чтение вслух собирает вместе всю семью, дает детям новые темы для игр, развивает воображение, помогает понять новые слова, развивает навык понимания и восприятия информации на слух. Это прекрасный способ обучения любому предмету, а не только развлечение.
3. Удаленная работа? Используйте аудиокниги
Когда необходимо создать тишину (папа говорит по телефону с коллегами, мама составляет отчет, старший ребенок пишет сочинение…), вашим надежным другом будет аудиокнига. К тому же детям старше 4 лет можно включать аудиокниги (в том числе в наушниках) во время рисования, конструирования, игры, лепки и т.п. Так можно продержаться довольно долго, не злоупотребляя экранами гатжетов.
4. Скуке – место и время!
Опытные родители единодушны: не следует пытаться занять детей, стараясь придумать и организовать «активности» на весь день. Скука – такой же необходимый компонент домашнего обучения, как перемена в школе, она – прямой путь к выдумке, инициативе, воображению, креативности и самозанятости ребенка. Если родители будут стараться «организовать» детей в течение всего дня, результатом будет неизбежное выгорание как родителей, так и детей.
«Предоставьте детей самим себе, и, кто знает, может быть, вы удивитесь, чему ребенок самостоятельно научится в этот период «ничегонеделанья». Все будут более счастливы, если часть дня будет предоставлена для свободных, неорганизованных игр», — утверждают эксперты home schooling’а.
5. Прислушивайтесь к ребенку, следуйте за ним
В дни, когда сама жизнь сблизила на одном пятачке детей и родителей, следует воспользоваться случаем и лучше узнать интересы детей. Именно теперь дети могут больше узнать о том, что ИХ интересует. Если ребенок видит в окно птичку и спрашивает: «Откуда прилетела птичка? Что она ест?» — самое время рассказать именно про птичек, а не про треугольники. Заинтересованный ребенок все усваивает на ура! Спрашивайте ребенка – что именно его интересует, и предоставляйте ему возможность удовлетворить свое любопытство здесь и сейчас.
6. Научить полезным навыкам
Пребывание дома – счастливое стечение обстоятельств, чтобы приобщить подросших детей к домашней работе. Приготовить несложную еду, прибрать игрушки, зарядить стиральную машину, прицепить прищепками белье, научиться чинить выключатель настольной лампы, нашить заплатку на колено брюк… — все это очень скоро (быстрее, чем вы это осознаете!) пригодится вчерашним детям в жизни. Учить иностранный язык, улучшить навыки рисования или просто наблюдать за удаленной работой родителей (и помогать, чем можно) станет отличной школой для ребят!
7. Максимально использовать утренние часы
После завтрака и одевания наступает самое продуктивное время – дети не устали, восприимчивы и внимательны, родители бодры и не взвинчены… не упускайте эти моменты! Планируйте самую сложную и ответственную работу на утро, вечер оставьте для менее важных дел.
8. Не злоупотреблять экранами!
Несомненно, пока родители пытаются работать, детей хочется припарковать и обездвижить любым путем: дать им мобильник, планшет, компьютер или включить телевизор! Тут все средства хороши… Тем не менее, родители, годами живущие в условиях home schooling’а. единодушны: следует ограничивать, если не исключить пребывание детей перед экранами гатжетов. Многие дети, особенно младше 6 лет, реагируют негативно и весьма бурно на выключение экранной «пустышки». И старше 6 лет – точно так же! Исключить сидение детей перед экранами одновременно исключает эти взлеты-падения эмоциональной реакции, сравнимые с функцией выкл/вкл (наоборот по сравнению с гатжетом – вкл/выкл), создает более спокойный эмоциональный фон в доме. Разумеется, положительные результаты появятся только через несколько дней, а не через полчаса: ребенку тоже нужно время, чтобы осознать, что планшета не будет, соскучиться и захотеть выйти САМОСТОЯТЕЛЬНО из этого состояния. Креативности и предприимчивости без скуки – не бывает!
9. Дайте детям играть!
Игра – самое лучшее, чем могут заняться малыши! Даже если родителям кажется, что они «ничего полезного не делают». Тем не менее, самое лучшее самообучение происходит именно в игре. Ролевая игра, использующая воображение – одна из важнейших форм обучения.